Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
31.08.2020

Андрей Олин: «Верхнекамский муниципальный округ сохранит свои границы»

Согласно вновь принятому Федеральному закону от 1 мая 2019 года № 87 в Кировской области вносятся изменения в общие принципы организации местного самоуправления. С 1 января 2022 года Верхнекамский район примет статус Верхнекамского муниципального округа. Об основных преимуществах реформы рассказывает глава Верхнекамского района А.В. Олин.

– Андрей Васильевич, что такое муниципальный округ?

– Муниципальный округ – это объединённые общей территорией несколько населённых пунктов с едиными Уставом и бюджетом. Другими словами, это тот же район, но без городских и сельских поселений. Все населённые пункты, которые есть на территории Верхнекамского района будут входить в состав Верхнекамского муниципального округа под единым руководством главы муниципального округа. Эта система во многом схожа с системой советского времени, когда район на принципах единоначалия возглавлял первый секретарь райкома партии. Важно отметить, что объединения с другими районами в единый округ не предвидится. Верхнекамский муниципальный округ сохранит территориальные границы в первозданном виде. Годом создания Верхнекамского района –муниципального округа по-прежнему будет считаться 12 января 1965 года.

– Чем продиктована необходимость перемен?

– Из своего десятилетнего опыта работы главой района я понимаю, что перемены назрели и нужны. На данный момент в районе девять глав городских и сельских поселений со своими уставами, бюджетами. Согласно Федеральному закону № 131, главы поселений не имеют подчинения главе района, а подчиняются Думе, но спрос за всё, что делается в районе, всё же – с главы района. Несмотря на то, что каждый глава наделён полномочиями принимать собственные решения, эти решения не подкреплены средствами. Нередко в поселениях невозможно реализовать даже небольшие проекты, например, по тому же благоустройству. Именно поэтому нельзя не помочь поселениям, а это значит формально большинство вопросов решается совместно с главой района, и районная администрация вынуждена выделять из своего бюджета средства на нужды поселений. Для наглядности приведу пример. В 2019 году консолидированный бюджет был исполнен на сумму 605,3 млн рублей. Из них 100,2 млн рублей – это бюджет девяти поселений, в том числе 31,2 млн рублей составила зарплата муниципальных работников и 47 млн рублей – это трансферты, дотации из районного бюджета, чтобы поселения могли хоть как-то жить. Вот и получается, что на осуществление муниципальных программ девяти поселений остаётся всего 22 млн рублей. Отсюда, у поселений образуется муниципальный долг, который в 2019 году составил 25 млн рублей.

Помимо прочего, существующая система местного самоуправления работает, как неповоротливая машина. У нас в районе 88 депутатов городских и сельских дум, 19 депутатов районной Думы. И для того, чтобы реализовать какой-либо проект, необходимо провести сначала заседание сельской или городской дум, потом решать на районной Думе, откуда взять средства на реализацию, поскольку в поселениях денег, как правило, взять негде. После этого нужно провести ещё ряд процедур, которые также требуют финансовых затрат. Также важно понимать, что содержание всего административного аппарата и проведение выборов в местные думы району обходятся очень дорого. Избежать этих трат, сэкономить бюджет станет возможным при образовании муниципального округа.

– Андрей Васильевич, акцентируйте, пожалуйста, в чём преимущества новой системы муниципального образования?

– Создав округ, мы экономим бюджет. Бюджетная эффективность расходов повышается в том числе за счёт сокращения расходов на аппарат управления, уменьшается количество органов местного самоуправления и предельная штатная численность работников органов местного самоуправления. То есть вместо девяти глав поселений будет один глава муниципального округа, сократятся более 20 ставок административного аппарата, вместо девяти администраций городских и сельских поселений и районной администрации будет одна – муниципального округа, вместо 10 дум будет одна Дума муниципального округа. С этих преобразований районный бюджет будет иметь экономию в размере 5 млн рублей в год. Министерство финансов Кировской области с 2022 года по 2024 год оставляет эти деньги на балансе вновь созданного округа на решение самых наболевших проблем. В нашем районе эти средства планируется направить на ремонт дорог.

Отмечу, что тот норматив дотаций из областного бюджета, который минфин Кировской области ежегодно рассчитывает для каждого района, не изменится. Это для нас очень важно.

Вторым положительным аспектом создания муниципального округа выступает юридический. В реалиях современного времени без юридического сопровождения главы поселений испытывают немало проблем. А на сегодняшний день юристы в системе местного самоуправления есть только в Кирсе и Лесном.

Третий положительный аспект – значительное снижение документооборота.

– Какие специалисты будут востребованы в аппарате муниципального округа, будут ли вводиться новые ставки?

– Кадровые преобразования неминуемы. И это плюс для повышения эффективности работы местного самоуправления. Самые востребованные специалисты в новых условиях, отвечающие требованиям современности – это те, кто занимается проектной деятельностью, чтобы привлекать дополнительные областные или федеральные денежные средства через участие в грантовых конкурсах. Естественно, востребованы специалисты, ведущие бухгалтерские и сметные расчёты, специалисты сферы дорожного хозяйства, жилищно-коммунальных услуг, юриспруденции, имущества и строительства. На самом деле сейчас таких высококлассных специалистов в поселениях практически нет. А если и есть, то они – на вес золота. Это штучный товар, и на сегодняшний день, к счастью, таковые в районной администрации имеются. Благодаря таким специалистам и идёт развитие района.

– Что будет вместо городских и сельских поселений?

– При создании муниципального округа в поселениях будут созданы территориальные отделы, в каждом из которых будет свой руководитель. В его полномочия входит контроль вопросов, связанных с жизнеобеспечением жителей населённого пункта, приём граждан, реализация муниципальных программ, благоустройство территориального отдела и так далее. Одним словом, обязанности остаются практически те же самые, что и у глав поселений, за исключением того, что руководители отделов будут находиться в подчинении главы муниципального округа и подчиняться единому Уставу. Статус сельских населённых пунктов не изменится и на территории муниципального округа сохранятся льготы, компенсации и другие меры социальной поддержки (компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения), предусмотренные федеральным и областным законодательством.

В итоге новая система местного самоуправления будет работать без лишних проволочек, как единый механизм. Соответственно повысится качество муниципальных услуг, вопросы будут решаться быстрее и эффективнее.

– Есть ли уже в Кировской области опыт работы в новой системе местного самоуправления?

– Самыми первыми в муниципальный округ перешли Санчурский и Богородский районы. Новая система организации местного самоуправления доказала свою состоятельность. До конца 2020 года будут образованы еще четыре округа, а с 1 января 2022 года деятельность начнут еще 18 муниципальных округов, в том числе и Верхнекамский муниципальный округ.

Елена Безродных.

Газета «Прикамская новь» от 27 августа 2020 года.

Поделиться:
Дата создания: 31.08.2020 13:29
Дата последнего изменения: 31.08.2020 13:29